КГКУ ДЕТСКИЙ ДОМ №12 город АМУРСК
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 12"
Иван, 16 лет
Федор, 14 лет
Когда нам предложили участие в проекте «Добрые перемены» мы с начало были не против. Нам объяснили, как участие в данном проекте может помочь нам в будущем. Не скроем, мы очень заинтересовались, но буквально после первых занятий возникло много вопросов и даже недоумение. Зачем мне вспоминать то, что я пытаюсь забыть столько лет? Как это может мне помочь сейчас? Зачем все это надо? (Сергей, 16 лет). Почему я должен отвечать на эти «дурацкие» вопросы, от которых мне на душе становится больно? (Сергей, 14 лет). Сегодня, спустя 5 месяцев участия нас в этом Проекте хотим сказать огромное спасибо нашим воспитателям и психологам, которые поддерживают нас на всех этапах психологических тренингов. Они нас поддержали и помогли справиться с нашими переживаниями и первыми негативными эмоциями.
Теперь спустя время можем сказать, что мы даже не задумывались, как наши внутренние тревоги и страхи влияют на наше поведение и взаимоотношение с окружающими нас людьми. Как, порой не замечая, мы обижаем друг друга. Нам дали большую поддержку и возможность проговорить свои эмоции и желания. Мы стали более доверчивее работать с нашими психологами. И мы начали понимать, что все наши плохие эмоции, наша тревожность это нормально, но этим можно управлять и мы готовы этому учиться.
Нам очень нравится работать в группах, больше узнавать друг друга, выполнять порой смешные упражнения. Но сейчас начинаются индивидуальные занятия, не скроем, мы переживаем по этому поводу. Но мы научились главному – больше доверять нашим взрослым, ведь они желают нам добра и хотят нам помочь.
В ходе проведения занятий с детьми, происходят встречи психолога и воспитателей, на которых обсуждаются проблемы, динамика состояния детей, обмен информацией об основных событиях, происходящих в жизни ребенка, особенно тех, которые могут повлиять на его эмоциональное состояние.
Педагог-психолог Наталья
Важно научить ребенка, пережившего травматическое событие, техникам релаксации и снижения тревоги. Владея ими, он возвращает себе чувство контроля, ощущение управления своими поведением.
Педагог-психолог Наталья
Давайте поиграем в игру. Она называется «Переместитель». Сядьте поудобнее, расслабьтесь, представьте….вы дома (один или одна), все ваши близкие ушли по своим делам. И вдруг на пороге вашего дома появляется он – Переместитель. Он дает вам черный мусорный и предлагает за 15 минут собрать в него самое необходимое для перемещения в другое место. Отказаться от его «услуг» вы не можете. Времени мало, что возьмете? Какие мысли, эмоции у вас возникли? О ком, о чём будете думать? Вы едите все дальше от дома, Переместитель уверяет, что вас везут в хорошее место... Хорошее? Большой дом, куча народа, вы никого не знаете, (от кого то исходит явная угроза, большинству нет до вас никакого дела) Главный в доме знакомит вас с правилами, их так много, что всё запомнить невозможно, если одним словом – всё нельзя! И самое важное: никто не говорит, что будет с вашей семьёй (вернетесь ли вы назад, приедут они сюда, увидите ли вы их хоть когда-нибудь?) Все ответы неопределенные, уклончивые. Врут? Что они хотят? Что со мной будет? Прислушайтесь к себе: что вы будете испытывать? ( Лично я бы, наверное, для начала запаниковала, а потом попыталась бы сбежать и вернуться к своим.) Прочувствовали ситуацию? Теперь, наверное, вам понятнее, что чувствует ребенок , изъятый из семьи и перемещенный в детский дом, в «хорошее место».
Понятно, что это необходимая мера, что оставаться дальше в семье с неадекватными родителями порою просто опасно не только для здоровья, но и для жизни ребенка вообще. Но при любом раскладе «перемещение» всё равно травма. Не говоря уже о том, что каждый ребенок приносит в качестве «багажа» такие истории, рассказы, о которых неподготовленному человеку даже просто слушать и то сложно. Сломанная рука, выбитые зубы еще не самое плохое, как бы ужасно это не звучало. Синяки заживают, а детские душевные травмы не вылеченные, не проработанные, не проговоренные остаются и могут, как мина, оставленная со времен войны, взорваться от любого случайного прикосновения. И никакие старания воспитателей, массовые мероприятия, развивающие занятия, усилия шефов спонсоров от этого разрушающего взрыва, старой травмы не спасают. Боль, обида, тяжкие воспоминания управляют поступками ребенка всю его жизнь. У каждого эта травма своя, к каждому нужен свой отдельный подход и свои индивидуальные « лекарства» (что практически невозможно в условиях детского дома). Поэтому так мало выпускников, у которых, получается, нормально устроить свою жизнь, адаптироваться в социуме, создать полноценную семью. Система работает, спасает детей, вытаскивая их из опасных ситуаций, каждый ребенок получает крышу над головой, питание, одежду, образование,…но это только база. И по итогу часто ( слишком часто) общество не получает нормального человека ( выпускник детского дома найти работу не может, полученную от государства квартиру продал и оказался на улице, родил ребенка – бросил и пр. ) Только 10-ти % удается наладить нормальную жизнь. И если отсутствие бытовых навыков еще как то «лечится», то детские травмы остаются навсегда. И именно в этом специалисты видят главную проблему неуспеха. И проблему эту надо решать, используя все имеющиеся ресурсы, весь опыт, накапливая знания, методики, внедряя - лучшее, приносящее результат. Нужен проект, работающий с ГЛАВНОЙ проблемой ребенка. И такой проект уже есть. Она называется « Добрые перемены». Он есть и работает, охватывая Алтайский край, Самарская область, Тамбовская область, Ханты-Мансийский АО, Волгоградская область, Томская область, Хабаровский край. Проект ориентирован на детей, переживших жестокое обращение, на специалистов организаций для детей-сирот, на приемных родителей замещающих семей.
И результаты тоже есть! Главная задача проекта - реабилитация детей, переживших травму, помощь получили уже 221 ребенок, и 300 ребят сейчас участники проекта. Ведется тщательная, тонкая, кропотливая работа с детьми, цель которой не заставить забыть, не отрицать случившееся ( фарш назад не провернешь), а научить человека жить с этим. Сделать это самостоятельно часто не под силу и взрослому человеку, а уж что говорить о ребенке. Для того, что бы добиться результата, нужны специалисты. Обучение педагогов – важная часть программы. Работая по программе педагоги, начинают ясно понимать мотивы, причины самого неадекватного
(на посторонний взгляд) поведения ребенка, учатся практическим приемам – как расположить к себе, что бы ребенок раскрылся, доверился, смог проговорить самое больное. Как корректировать его отношения с миром, исходя из его личных проблем и травм. А травмы эти специалисты проекта изучают, организуют методическое сопровождение сотрудников по каждой конкретное теме травмы. Кто заинтересовался жизнью «Добрых перемен» можно зайти на Веб-сайт: http://www.sirotsvo.ru/
Ни о какой массовости здесь речь не идет (иначе все сведется к формализму, которого и без того достаточно) Здесь работа штучная. И педагоги, и дети идут в проект не все. И не все детские дома. Нашему Амурскому детскому дому №12 повезло, мы очень хотели попасть и попали! С февраля этого года мы в проекте! Конечно работы сильно прибавится, но это того стоит! Мы уже работаем: учимся, ездим на обучающие семинары (кстати «Переместитель» одна из первых игр, проведенных с педагогами на таких занятиях ). Мы получили кучу методического материала, тщательно планируем предстоящую работу, и даже первые результаты уже есть. Наши педагоги говорят: -«Теперь я смотрю на своих мальчишек по - другому, лучше понимаю их что ли…»
-« Я буду поступать на педагога-психолога, мне не хватает специальных знаний в этой области»
-«Я знаю, почему он был так агрессивен. Прекратила драку, договорилась, что поговорим об этом потом (понимаю, что сейчас разговор не получится – эмоции должны утихнуть) вечером разговор получился совсем другим: гораздо более продуктивным. А раньше я его бы просто наказала»
В проекте участвуют 9 специалистов нашего дома и 15 детей. У нас и у наших детей впереди много серьезной, но очень интересной работы. Мы пойдем новой для нас дорогой, но проект существует с 2014 года, и путь этот уже проторен другими. И это хорошо – мы сможем использовать накопленный опыт, мы (надеюсь) не совершим каких - то распространенных, типичных ошибок. Педагогов в течение года обучают опытные кураторы –дистанционное обучение, тестирование, собеседования, анализ результатов и т.д. Конечно, это не избавляет от проблем раз и навсегда. Они, конечно, есть: не хватает психологов, с навыками работы с детскими психологическими травмами, помещений для занятий с детьми, финансирование и пр., но «дорогу осилит идущий» и первые шаги мы уже сделали. У нас опытные и внимательные кураторы, к которым мы можем обращаться по любому вопросу. И эта поддержка невероятно важна для нас, ведь здесь любая даже небольшая случайность, тем более - ошибка чревата непредсказуемыми последствиями.
А вопросов возникает масса - Нужно говорить о травме или, если не напоминать, ребенок просто все забудет? Не расстрою ли я малыша, возвращая его к тяжелым воспоминаниям? Как вести себя при попытках манипулирования своей историей? Любая неясность в реакции ребенка после занятий – звони куратору. И тебе объяснят, поддержат, совместно ты найдешь правильное решение. Работа с ребенком, пережившим жестокое обращение, требует знаний, опыта, особой деликатности и любви. Да, именно любви. Не испытывая никаких эмоций, можно писать отчеты и планы, но реально помочь конкретному ребенку с холодным сердцем невозможно. О своих успехах, проблемах мы будем рассказывать вам на сайте нашего Детского дома №12, в разделе «Добрые перемены». Мы очень верим в успех!
Галина Утробина,
начальник отдела по семейному устройству